В соответствии со ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
Камеральная проверка – это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
С точки зрения налоговых органов выездная налоговая проверка – это одно из наиболее эффективных мероприятий налогового контроля, по результатам которого происходит доначисление и взыскание налогов, сборов и пени, привлечение налогоплательщика к ответственности. С точки зрения налогоплательщика выездная налоговая проверка – это наиболее частый источник конфликтов между налогоплательщиком и налоговым органом, злоупотребляющим своими полномочиями и произвольно (в свою пользу) толкующим законодательство о налогах и сборах.
Поэтому весьма важным сегодня представляется правовая осведомленность руководителя налогоплательщика о порядке проведения выездной налоговой проверки и оформлении ее результатов.
Какие моменты должен в данном случае знать и добиваться их соблюдения налоговыми органами налогоплательщик?
1. Во-первых, основанием для проведения выездной налоговой проверки является только решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Указанное решение должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
Налогоплательщикам необходимо внимательно отнестись к следующим реквизитам данного решения:
а) кем подписано решение о назначении выездной налоговой проверки;
б) кто упомянут в решении в качестве лица, осуществляющего налоговую проверку.
Все эти вопросы важны для последующего обжалования указанного решения, в том случае, если оно подписано должностным лицом налогового органа, не имеющим полномочия для подписания данного документа, а также в случае обжалования акта налогового органа, составленного по результатам налоговой проверки, осуществленной проверяющей группой в незаконном составе.
1. Во-вторых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться как по одному, так и нескольким налогам.
2. В третьих, налогоплательщик должен знать, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
3. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку, следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (т.к. сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и постановление о проведении контрольной выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с постановлением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать постановление на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их замы). Постановление, в котором стоит подпись неуполномоченного лица или не указаны причины проверки, недействительно (ст. 87 НК РФ). Форма постановления утверждена приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. Любое отклонение от нее дает вам право инспекторам отказать.
4. Налогоплательщик также должен знать, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
5. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
6. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
7. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового Кодекса РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки установлен ст. 100 НК РФ, в соответствии с которой по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Форма акта выездной налоговой проверки установлена Инструкцией от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах". Инструкцией также предусмотрены требования к оформлению и содержанию акта выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
П. 2 ст. 100 НК РФ установлены требования к содержанию акта налоговой проверки.
В акте налоговой проверки должны быть указаны:
документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Указанные требования к содержанию акта налоговой проверки важны уже потому, что на основании данного акта руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которое также должно быть мотивировано. Поэтому нарушения в оформлении акта проверки могут значительно укрепить позицию налогоплательщика при арбитражном обжаловании соответствующего акта, действия (бездействия) налогового органа, его должностного лица. В частности, федеральные арбитражные суды округов в своих постановлениях неоднократно указывали на необоснованность претензий налоговых органов, не подкрепленных соответствующими аргументами, содержащимися в акте налоговой проверки.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ по истечении двухнедельного срока для представления возражений на акт налоговой проверки в течение 14 дней руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. В случае представления налогоплательщиком возражений руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и возражения в присутствии представителей налогоплательщика, соответственно, известив их о месте и времени рассмотрения указанных материалов. Несоблюдение данной процедуры, в совокупности с другими обстоятельствами, может послужить основанием для признания решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика недействительным.
Однако нередки такие случаи, когда после поступления возражений в адрес руководителя налогового органа и рассмотрения им материалов проверки, он может вынести акт о назначении мероприятий дополнительного контроля ч. 2 ст. 101 НК РФ). Что следует знать руководителю в данном случае.
Если налоговая инспекция назначила допмероприятия, то при повторном рассмотрении материалов проверки обязательно должна соблюдаться общая процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Проверяющие обязаны ознакомить организацию с материалами, полученными в результате дополнительного контроля, и она (организация) имеет право направить руководителю налогового органа свои возражения. Затем налоговики должны сообщить фирме о месте и времени рассмотрения возражений.
Согласно информационному письму от 17 марта 2003 г. № 71 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, ограничены и сроки проведения допмероприятий. Так в информационном письме указано, что "проведение на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного статьей 115 Кодекса", а это значит, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговые органы могут обратиться в суд для взыскания с организации налоговых санкций не позднее шести месяцев "со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта". Таким образом, если налоговики надеются взыскать с вас штрафы по суду, их время на допконтроль регламентировано.
И еще одна немаловажная деталь.
Принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений руководителя налогоплательщика, он не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Если же по результатам налоговой проверки уже было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (либо в отказе к привлечению к ответственности), то принятие решения о проведении дополнительных мероприятий будет являться незаконным.
Столкнувшись с подобными проблемами, советуем вам написать жалобу в вышестоящую инспекцию или обратиться в суд. Хотим также напомнить, что с судом затягивать не стоит, т.к. согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ, для подачи жалобы в суд предусмотрен трехмесячный срок с даты вручения каждого решения.